среда, 2 марта 2016 г.


Национальный банк РФ приготовил правки в закон "О банковской деятельности", ограничивающие непорядочным аудиторам допуск к работе с банковскими компаниями. ЦБ даже готов взять на себя регулирование этого рынка, но сегодняшний регулятор – Министерство финансов (которому Набиуллина неоднократно показывала на пробелы в работе) – выступает против. адвокаты уверены в том, что инициатива ЦБ не выходит за рамки его полномочий по госконтролю финсектора, но предрекают рост аудиторских расценок. Сами аудиторы видят только перекладывание ответственности за ненадлежащий надзор за банками.
Председатель Банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина объявила, что аудиторская деятельность испытывает недостаток в добавочном регулировании, и по сей день обсуждается вопрос поднадзорности данного сектора, пишут "Ведомости". ЦБ намерен определить добавочные притязания к аудиторам, проводящим ревизию финкомпаний – регулятор уже приготовил подобающие правки в закон. "Необходимо не допускать аудиторов до аудирования банков и других фининститутов, в случае если были даны ложные заключения", – додаёт заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов.

Авторегулирование "бьет" по качеству аудиторов

Сейчас регулированием аудиторской деятельности занимается Министерство финансов, и Банк Российской Федерации имеет к нему ряд требований. Так, Национальный банк постоянно передает в министерство сведения об аудиторах, проверявших банки, отчетность коих оказалась недостоверной. "Пока у нас нет обратной связи и информации. Аудиторы не закрываются, они продолжают работать", – сетует Набиуллина. Наряду с этим в ЦБ указывают, что за фальшивой отчетностью нередко прячутся многомиллиардные дыры в балансах, которые заказчики банка и регулятор выявляют только после отзыва лицензии.
Банк Российской Федерации желает устанавливать притязания к рабочий репутации аудиторских организаций, и вдобавок обязать их информировать регулятор "по распознанным обстоятельствам недостоверности в отчетности". Действующая система, "в то время как у нас существует лишь авторегулирование", не создает "достаточных оснований для того, чтобы увеличивались уровень качества, надежность и ответственность аудиторов", полагает Набиуллина.
адвокаты уже дискутируют об инициативе ЦБ. Потому, что аудиторы проверяют лишь ту данные, что им предоставляют сами банковские компании, то у них нет никаких полномочий либо возможности определить степень ее верности, указывает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. "Следовательно, и чистки промежь аудиторов не приведут ЦБ к желаемой цели – снижению числа фальшивых заключений. Они приведут только к повышению стоимости услуг в этом секторе ввиду увеличения рисков, понижению количества абсолютных заключений и, быть может, увеличению их стандартов", – додаёт адвокат.

Вплоть до ответственности по уголовному законодательству

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко считает необходимым наделить ЦБ правом при информации, ставящей под сомнение уровень качества аудита банков, требовать от банковской компании замены аудитора, и вдобавок просить о завершении его деятельности, пишет РИА Новости. Эту норму необходимо закрепить в законе о Центральном банке, уверена Матвиенко.
"Массовые банкротства банковских компаний вскрыли важный вопросы – масштабная подделка аудиторских заключений. Если бы аудиторы не покрывали извращение отчетности своих заказчиков, таковой большой уровень нарушений был бы неосуществим", – сообщила спикер на совещании Межрегионального банковского совета в понедельник.
"Далеко за примерами ходить не необходимо – "Внешпромбанк" каждый год контактировал с организацией "Бейкер Тилли Русаудит", входящей в одну из наибольших межгосударственных аудиторских сетей. И внезапно регулятор подловил управление банка в выводе средств. Размер "дыры" в активах составил режима 187 млрд рублей!", – негодует Матвиенко. "В случае если для сохранения работоспособных банков необходимо включить ответственность по уголовному законодательству за фальшивые аудиторские заключения, значит, следует все рассчитать и принять это решение", – выделила глава СФ.

Министерство финансов против допфункций Нацбанка

Передача Национальному банку полномочий по регулированию аудиторской деятельности не повлияет на обстановку с недостоверной отчетностью банковских компаний, сообщил прессе заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Он утвержает, что приблизительно только 10 % отзывов разрешений у банков было обусловлено недостоверной денежной отчетностью, пишет портал Вanki.ru. Госслужащий уверен, что обстановку скорректирует только намеченный на 2017 год переход на интернациональные стандарты аудиторской деятельности.
Сейчас Министерство финансов ведет реестр саморегулируемых компаний аудиторов, которые сами контролируют уровень качества работы своих участников. Согласно данным председателя центрального совета СРО "Аудиторская палата Российской Федерации" Александра Турбанова (бывший заместитель председателя ЦБ), аудитом банков могут заниматься 3400 аудиторов, а всего участников рынка – 21 000. Но он припоминает только один случай за восемнадцать месяцев, когда Министерство финансов направлял в СРО запрос по деятельности аудиторской организации. Сейчас Аудиторская палата проводит аудит этой организации. Наряду с этим у ЦБ и без того имеется возможность завлекать аудиторов к ответственности за фальшивое заключение, "но пока таких прецедентов не было".

"У нас обожают пугать тёмными перечнями" – адвокаты

Инициатива ЦБ имеет высокие шансы оказаться действенной в борьбе с непорядочными банками и оказать помощь чистке финсектора, считает адвокат организации "Рабочий фарватер", член независимого экспертного центра "Публичная Дума" Павел Ивченков. "В случае если в тёмный перечень сейчас включают начальников, держателей акций, глав филиалов и главбухов банковских компаний, то должны включать и аудиторов, которые проверяют их деяния и удостоверяют представляемую ими данные, потому, что, удостоверяя недостоверную отчетность банков, аудиторы таким образом не мешают, а содействуют последующим отрицательным событиям", – додаёт адвокат.
У нас обожают пугать профсообщество созданием разнообразных тёмных перечней и возможностями попадания в них, указывает заслуженный адвокат РФ, доктор наук кафедры налогового и денежного права Денежного института при Руководстве РФ Иван Соловьев. Что касается рынка аудиторских услуг, то стремление ЦБ, согласно точки зрения специалиста, находится не только в рамках его полномочий по госконтролю в сфере банковской деятельности, но и говорит о том, что режим саморегулирования не полностью подходит для некоторых направлений финдеятельности. С ликвидацией Росфиннадзора, в чьи полномочия входил контроль за аудиторами, додаёт Соловьев, ожидаемо оживление в сфере конкретизации государственных надзорных функций в общем и в нише банковского рынка например.
Двусмысленной инициативу ЦБ полагает глава столичной коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик. "С одной стороны, фактически практически отсутствует ответственность аудиторов – чем они в конечном итоге рискуют? Быть исключенными из СРО? Сломать деловую репутацию?", – рассуждает адвокат. Наряду с этим не секрет, что методика осуществления ревизии бывает достаточно поверхностной. Но, иначе, додаёт Горелик, аудиторы действуют на базе утвержденных нормативно правовых актов и исходят из постулата – представленные заказчиком сведения точны.
Если не распознано явных нарушений, отчетность сдана вовремя, то аудиторы выдают простое "рабочее" заключение, указывает Горелик. Так, мнение ЦБ о невысоком надзор за качеством аудита со стороны СРО оправданно, потому, что это наша действительность, заключает он. Согласно его точке зрения, передавать надзор от одного государственного учреждения иному – излишняя трата времени, сил и бюджетных средств.

Аудиторы: ЦБ ищет виноватых

Участие Нацбанка в регулировании аудиторской деятельности методом составлен

Комментариев нет:

Отправить комментарий